Американский взгляд на армян в XIX веке

Сэмюэл С. Кокс, американский дипломат, дислоцированный в Константинополе в конце 19-ого века, опубликовал в 1897 г. свои мемуары об Османской империи под названием «Диверсии дипломата в Турции». В отрывке (стр. 181-182) о различных этнических группах (арабах, армянах, греках, евреях, курдах, турках и т.д.) Османской империи, он написал следующее:

«Часто очень трудно отличить еврея, армянина, турка или грека одного от другого. Для этого вы должны быть очень наблюдательны. Вам сперва следует узнать человека. Светская надменность турка скоро даст вам понять, что человек, к которому вы обращаетесь, не имеет хитрой утончённости грека. Его манеры отличают его от албанца, еврея или араба.

Армяне – самые смышлёные люди в мире. Они – янки Востока с большим количеством дополнительной сообразительности. Они также разделены: некоторые, как может показаться, склоняются к католической вере, а некоторые к своей собственной церкви; и те, и другие далеки от греческой ортодоксии.

Левантийцы – потомки французских, итальянских, немецких и других поселенцев европейского происхождения так же в числе самых проницательных из людей. Они – класс сами по себе, и очень мало контактируют с греками или армянами.

Имеет место спорный вопрос, касающийся того, какая же раса верховенствует в плане смышлёности, или, как мы говорим, ума. Я не стану пытаться обсуждать этот вопрос. Определённо, это не турки, хотя они и являются правящей силой. Франк или левантиец тоже нет; ни грек, ни еврей. Существует распространённая поговорка, имеющая под собой некоторое основание, гласящая: требуется ум четырёх турок, чтобы перехитрить одного франка; двух франков, чтобы обмануть одного грека; двух греков, чтобы обмануть одного еврея; шестерых евреев, чтобы обмануть одного армянина. Армянин забирает приз.

Будь то от недостатка совести, или потому что у него больше предприимчивости, или потому что он был брошен, как еврей, наедине со своими собственными средствами в своих блужданиях от родной земли – совершенно точно, где бы он ни был, будь то в качестве премьер-министра Египта или министра финансов Америки – я имею в виду губернатора Томаса Корвина из Огайо, что армяно-венгерских кровей – смышлёность этой расы даёт им благодать, чувство юмора, красноречие, гений и, прежде всего, бесстрашие в своекорыстии, или, одним словом, ум. Армяне никогда не были запуганы угрозами, и поэтому они успешны.

armenian-hamal-costume

«Армянский носильщик». Амадео Прециози, 1851.

Hamal (носильщик), как правило, армянин. Лицезреть, как он двигается с величавой самсоновой силой и шагает большими шагами посреди различных уличных торговцев, продавцов сахара и смутных ремонтных мастеров, которые весь день воют о своих изделиях и ремёслах – это одно из самых интересных зрелищ – если не звуков – столицы. На нём свободный серый жакет с белыми рукавами, серые гетры и красный пояс. Он несёт невероятные грузы на своих плечах. Я видел, как он несёт фортепиано и даже кареты на своей спине. Нужно понаблюдать за носильщиком, взбирающимся на холм Пера (ныне Бейоглу – прим.), чтобы понять, что имеет в виду Библия в её восточной метафоре, когда она говорит: «носите бремена друг друга». Когда наступает его день празднества, он исполняет странную музыку на старой свирели и танцует на улицах Пера как слон среди посуды.»

Advertisements

1 комментарий

Filed under Статьи

One response to “Американский взгляд на армян в XIX веке

  1. Уведомление: Американский дипломат об армянах XIX век - Армянин забирает приз | Вне Строк

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s