Реконструкция арташесидского флага

artaxiad-flag-738x355-header

Предисловие

Арташесиды (Арташесяны, Артаксиды) – царская династия Древней Армении. Считается, что она имела родственные связи с предшествовавшей династией Ервандидов (Ервандянов, Ервандуни, Ервандаканов, Оронтидов) и правила царством Армении со 189 г. до н. э. вплоть до её свержения римлянами в 12 г. н. э. Под началом Тиграна II Великого, представителя этой династии, Армения стала империей, когда он подчинил Селевкидскую и Парфянскую империи. Его монеты, наряду с монетами его родственника Антиоха I из армянского царства Коммагены, являются на сегодняшний день лучшими сохранившимися образцами флага/герба династии Арташесидов.

Тигран Великий (140-55 гг. до н. э.; также именуемый Тиграном II и иногда Тиграном I) был императором Армении, при котором страна стала сильнейшей державой к востоку от Римской республики. Он был членом царского дома Арташесидов. Под его началом армянское государство достигло своего исторического зенита, позволив Тиграну присвоить титул «царя царей». Тигран завоевал и опустошил значительную часть Мидии, покорил Иудею и Иерусалим, сделав их частью армянских владений; царей Атропатены (иранской провинции Азербайджан), возвращённых Кордуены и Адиабены (обе в верховьях реки Тигр), и Осроены сделал своими вассалами. Он также аннексировал северную Месопотамию, а на Кавказе цари Иберии и Албании приняли его сюзеренитет. В 83 г. сирийцы, устав от династической борьбы селевкидов, предложили ему свою корону, а в 78-77 гг. он вновь завладел Каппадокией. Тигран взял титул «царя царей» и воздвиг новый царский город, Тигранакерт, на стыке Армении и Месопотамии. Город, как считалось, содержал великое множество сокровищ. Тигран, вместе со своим понтийским союзником Митридатом VI Евпатором, на дочери которой (Клеопатре) он женился, был в числе последних, кто бросил вызов Риму на пике его могущества. Цицерон, говоря об успехе Тиграна на Востоке, сказал, что он «заставил Рим дрожать пред доблестью его рук».

Мотивация

artaxiad-false-flagРанее я попытался исследовать форму арташесидской тиары (фактически демонстрируя, что она имела форму треугольной призмы, а не цилиндра) и реконструировал лицо Тиграна Великого путём объединения стольких монет с его изображением, скольких я только сумел собрать. Оба этих начинания я инициировал в связи с моим дискомфортом по поводу неточных изображений в популярных средствах массовой информации и в интернете. Однако вот уже продолжительное время меня также беспокоило то, как в масс-медиа изображался арташесидский флаг/герб. Будь то логотипы, постеры, обложки книг и тому подобное, они практически всегда используют дизайн арташесидского флага из Википедии. Что весьма неточно с исторической точки зрения, не говоря уже о художественных недочётах. Либо это, либо ещё более неточные реконструкции, которые можно наблюдать на картинах, в печати и на статуях. Вот некоторые примеры:

incorrect-artaxiad-flag-use

incorrect-tigranes-tiara-in-art

Мне, конечно, не следует быть столь критичным к варианту из Википедии. В конце концов, попытка достойная, и флаг этот был опубликован автором без копирайта, что достойно похвалы. Но более того я рад, что хоть кто-то приложил усилия, чтобы воссоздать и изобразить герб великой династии Арташесидов. Нет, я ни в коем случае не осуждаю автора или любого другого художника, предпринимавшего попытки воссоздания, мне даже нравятся многие его работы, которые я видел в сети. Моё разочарование связано с тем фактом, что спустя после создания этого флага в 2009 году, на протяжении вот уже 8 лет, никто не пытался создать что-то лучшее. Можно лишь догадываться, что же такого наши историки, иллюстраторы и художники изображают, как не флаг/герб самой известной и успешной армянской династии за всю нашу историю. Не скажу, что сам я великолепный художник или иллюстратор, но я приложу все свои способности, дабы попытаться реконструировать флаг/герб царского дома Арташесидов, уделяя внимание деталям, историческим сведениям и академической строгости.

Давайте же попутно разрушим ещё один миф, популяризированный Википедией. Карта империи, которую завоевал Тигран, не такая, какой она представлена на страничке в Википедии. На самом деле содержание чётко описывает, как Тигран покорил и вознёсся над тронами Селевкидской и Парфянской империй. Большая часть территорий этих империй ошибочно не включена в карту, используемую в Википедии. Ниже можете лицезреть сравнение ложной карты с Википедии и наиболее точную карту империи Тиграна II, основанную на записях нескольких греко-римских источников, включая Страбона, Плутарха и Плиния. Тигран, в конце концов, назывался царём царей авторами античности – титул, которого даже парфянский царь не удостоился. Все эти государства пали под его властью, что делает его императором. Если бы мы поверили неверной карте Википедии, то он не мог бы иметь титул, вытесняющий парфян или вообще иметь право на звание царя царей.

armenian-empire-map-tigranes-the-great

Карта империи Тиграна Великого

Реконструкция

Теперь, когда мы с этим разобрались, давайте сперва взглянем на источники, которые я использовал для моей реконструкции и мои окончательные мысли по поводу того, почему я избрал определённый художественный стиль.

Форма

Рассмотрим для начала некоторые имеющиеся у нас свидетельства, изображающие царские эмблемы Арташесидов. В первую и главную очередь мы имеем множество иллюстраций орлов, расположенных по обе стороны звезды, как видно на монетах Тиграна Великого и его родственника Антиоха I Коммагенского. См. сборник, приведённый ниже:

artaxiad-coat-of-arms-coins

Эти иллюстрации, использовавшиеся на монетах Тиграна, конечно, являются важными доказательствами формы царского герба, но они не очень детализированы в силу своего малого размера. Так давайте взглянем на иные изображения орлов и звёзд из той же эпохи, которые использовались членами династии Арташесидов:

anceint-armenian-eagles-1

tigranes-the-great-outline

artaxiad-coat-of-arms-outline-2-1

Таким образом, я использовал эти изображения (и многие другие), чтобы выявить форму. К примеру, я проследил формы на монетах, показанных выше, и комбинировал их с более детализированными иллюстрациями орлов из других артефактов арташесидской эры.

Звезда

incorrect-and-correct-artaxiad-starЕщё одним важным элементом дизайна является звезда. Если мы посмотрим на звезду, изображённую на большинстве монет, можно предположить, что она должна иметь форму цветка. Именно таков дизайн, изображённый на флаге Арташесидов в Википедии. Однако это ошибка! Позвольте объяснить, почему. Возможно, из-за деликатного характера монет и известных на тот момент методов чеканки оба конца лучей выглядят заострёнными. Однако если мы посмотрим на некоторые более детализированные образцы и примеры с таких изваяний, как статуи Антиоха I Теоса Коммагенского, мы чётко можем видеть, что звезда, изображённая на его одежде, на плитах, представляющих созвездия и даже его фамильной арташесидской тиаре,  должна иметь заострённые концы, но округлый центр. См. некоторые примеры ниже:

stars-of-artaxiad-2

Кроме того, мы должны учитывать художественный стиль эллинистической эпохи в целом, которая ясно показывает звёзды с округлыми лучами от центра и заострёнными к концу. Подобно дизайну звезды Александра Великого.

state-of-antiochus-i-theos-of-commagene

Фрагмент статуи Антиоха I Теоса Коммагенского, носящего армянскую тиару Арташесидов с изображённой на ней звездой

antiochus-of-the-armenian-kingdom-of-commagene-stars

Любопытно, что создатели популярной компьютерной игры Total War: Rome II правильно изобразили арташесидскую звезду (по крайней мере, частично правильно: они всё же уменьшили размер половины лучей по какой-то непонятной причине). Вот так они изобразили флаг армянской фракции в игре. См. иконку ниже:

rome-total-war-armenian-faction

Цвета

Очередной немаловажный аспект флага – цвет. И я задаюсь вопросом: «Какие же цвета изначально использовались для флага Арташесидов?». Что ж, лучшее свидетельство по цветам, которое я сумел отыскать, находится в очень интересной книге под названием «Немрут-Даг: Новые археологические исследования, реставрационные и восстановительные работы в гробнице-святилище на горе Немрут». Автор этой книги весьма подробно описывает все исследования, проведённые на монументах одного из членов семьи Арташесидов на горе Немрут. Статуи божеств и самого Антиоха I Теоса Коммагенского некогда были ярко окрашены, и исследователи обнаружили следы пигментации на известняке.

screencapture-play-google-com-books-reader-1457488251363

Цветные пигменты, использовавшиеся в античности: малахит, жёлтая охра, азурит, красная охра, киноварь красный, гематит, египетская синь, реальгар и золотой пигмент

Что касается цветов на армянской тиаре, которую можно видеть на статуе Антиоха I, автор отмечает следующее:

«Тиара или божественная или царская накидка или мантия, лишённая всякого цвета, не производила впечатление на зрителя. Тиары и царские одеяния должны иметь королевские цвета, вроде пурпурно-красного или синего, и украшены золотой парчой или вышивкой в виде звёзд, цветочных узоров и т. д., как показано на изображениях рельефных стел (см. 49-52). Вертикальные ряды дисков (вылепленные в виде барельефа) на передней и задней гребнях всех тиар говорят об аппликациях позолоченных дисков; их цвет жёлто-золотой. Конечно же, армянская тиара Антиоха I не была одноцветной, но, должно быть, была украшена жёлто-золотой молнией, львом, орлом или звездой, как показывают рельефная стела и монеты с портретом Антиоха (в реальности она была вышита золотом)».

См. ниже на реконструкцию, основанную на исследованиях на горе Немрут:

antiochus-i-tiara

Колоссальная голова царя Антиоха I (выс. 2,90м), западная терраса Немрут-Дага; слева: предложенная реконструкция цветов; справа: оригинальная известняковая голова.

Ещё один интересный источник данных о древних царских головных уборах в целом можно лицезреть на скифских артефактах, найденных в курганных погребениях. См. несколько примеров ниже:

scythian-royal-headgear

Здесь мы видим, что использование ярко-красного в качестве основного цвета головного убора, на который накладывались золотые украшения, было весьма распространено. Мы можем полагать, что это не ограничивалось одной лишь скифской культурой.

Другой пример, который я хотел бы упомянуть – это флаг Римской империи того периода. Давайте взглянем на этот флаг, поскольку это был соперничающий современник Тиграна и его царской династии Арташесидов. Наиболее распространённые реконструкции флага/знамени Римской империи выглядят следующим образом:

0e9ece405a135af569bf40403717282f-2           245px-vexilloid_of_the_roman_empire-svg_

Итак, если мы примем всё это во внимание, включая факт того, что Армения со времён античности являлась богатым источником красного красителя для всего древнего мира, благодаря особой кошенили, которая встречается почти исключительно на Араратских равнинах, о чём я уже рассказывал несколькими записями ранее, а именно: Поиски армянского цвета – Вордан Кармир и Красный цвет армянских одеяний и ковров, мы можем смело полагать, что царские знамёна, флаги и тиары арташесидской семьи окрашивались в глубокий малиново-красный цвет (известный как Вордан Кармир) в качестве основы и украшались золотыми изображениями, вроде звезды по центру и противоположно взирающих орлов по бокам. Армянская красная краска использовалась ещё с 714 г. до н. э., когда новоассирийский царь Саргон II, по сообщениям, захватил красный текстиль в качестве военных трофеев из царств Арарата и Килху. Физик и фармаколог римской эпохи, Диоскорид, писавший в первом столетии до нашей эры, отмечал, что лучшие насекомые, из которых добывался красный краситель, были из Армении.

Поэтому, на мой взгляд, флаг из Википедии имеет слишком много пурпурного и слишком мало золотого. Я решил исправить это в моей реконструкции.

Стиль

Художественный стиль того времени испытал сильное влияние эллинистического искусства, которое отличалось анатомическим реализмом. Это значит, что флаг/герб династии Арташесидов, скорее всего, должен выглядеть весьма реалистично. Подобное можно наблюдать на некоторых более детализированных монетах. Мы можем видеть явные признаки перьев и другие небольшие детали. Мы также видим схожий уровень деталей на медальонах, статуях и других артефактах той эпохи.

realistic-artaxiad-eagles

anceint-armenian-eagles-2Однако ради цели использования в интернете и модернизации его всеобщей привлекательности, я решил немного отклониться от классического реализма и создал логотип больше в стиле 2D Арт-Деко. Что по иронии весьма походит на араратское (урартское) искусство. Я выбрал этот определённый стиль в силу ряда причин:

1) Он легко узнаваем как флаг и/или герб

2) Такой стиль выглядит хорошо во всех расцветках на любом фоне

3) Его также можно увидеть в античности

Например, изваяния на горе Немрут также демонстрируют некоторую форму менее реалистичных иллюстраций. К примеру, орёл и лев, расположенные рядом со статуей Антиоха, не очень реалистичны с точки зрения анатомии, да и голова большого орла, на картинке слева, тоже.

Заключение

В заключении хочу сказать, что эта статья ни в коем случае не является осуждением предыдущих реконструкций, блуждающих в интернете, даже если сейчас это может таковым показаться. Я рад, что художники тратят время и прикладывают старания на воссоздание флага, при этом мы не должны бояться смотреть на них критично и улучшать при необходимости. Основным моим беспокойством является то, что определённые неправильные изображения используются в масс-медиа и живут собственной жизнью. Я надеюсь, что в будущем мы продолжим улучшать иллюстрации нашего древнего прошлого, и я бы попросил наших художников и историков взять на себя эту задачу. Итак, в меру моих художественных способностей, учитывая все вышеупомянутые формы, цвета и стили, я реконструировал следующее изображение флага/герба царской династии Арташесидов:

artaxiad-coat-of-arms-by-peopleofar

Источник

© Перевод «ИСТОРИЯ АРМЯН»

Advertisements

Оставьте комментарий

Filed under Статьи

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s